ИСТОРИЯ СВАДЕБНОГО ПЛАТЬЯ: ПОЧЕМУ ОНО БЕЛОЕ?

« Назад

ИСТОРИЯ СВАДЕБНОГО ПЛАТЬЯ: ПОЧЕМУ ОНО БЕЛОЕ? 03.04.2016 21:24

История свадебного платья насчитывает несколько сотен лет. Праздничная одежда невесты то и дело менялась, следуя моде, кроме того, не всегда этот наряд был белым. Как складывалась история белого свадебного платья?

До того, как белое платье с длинной фатой стало традиционным нарядом невест в большинстве стран мира, оно прошло отнюдь не короткий путь, однако с древнейших времен это был особенный наряд для каждой девушки.

Самые первые свадебные платья не были даже платьями вообще: в древнем мире наряды для подобного торжества мастерили из травы и цветов и украшали жемчужинами или красивыми раковинами. В Древней Греции молодых невест облачали в пеплос – самую обычную женскую одежду из легкой ткани без рукавов, украшенную двумя застежками на плечах, причем чем богаче была семья невесты, тем изысканнее были эти застежки. Голову же невесты покрывали золотой тканью, которая символизировала солнечную радость, богатство и счастье.

Поскольку в Древнем Египте повседневной женской одеждой был своеобразный сарафан, плотно облегавший тело (он назывался калазирис) , то в нем и выходили замуж. Невесту же в те времена от остальных женщин отличала не одежда, а украшения, которые на ней можно было увидеть во множестве – всевозможные талисманы, амулеты, браслеты, диадемы и прочее.

В древней Руси невесты облачались либо в красный сарафан, либо одевали традиционную белую рубаху, украшенную вышивкой, с понеовой, своеобразной предшественницей юбки (выбор наряда зависел от региона) . Иногда поверх понеовы надевался еще и передник. Поскольку считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, то все на невесте – ленты, вышивки, отделки – были только красного цвета. Такой наряд просуществовал вплоть XVIII века: именно тогда благодаря реформам Петра I Россия стала перенимать европейскую моду. В деревнях же и небогатых семьях невест одевали традиционным образом и в XIX, и даже еще в начале XX века, хотя в общем и целом начиная с XVIII века история свадебного платья в России шагала в ногу со свадебной модой европейских стран.

Что касается западной средневековой свадебной одежды, то платья невест являлись обычной праздничной одеждой, соответствовавшей моде того времени. Традиция надевать именно новое платье на свадьбу появилась только в XV веке. В богатых семействах свадебные наряды должны были демонстрировать социальный статус невесты, поэтому они были пошиты по последней моде из эксклюзивных тканей и отделаны дорогими мехами. Цвет платья мог быть абсолютно любой, особой популярность пользовались алый, красный или пурпурный цвета, хотя свадебные платья шили и темно-зелеными, и розовыми, и коричневыми, и даже черными. Выбор цвета был связан по большей части с практическими соображениями: средневековые улицы были очень пыльными и грязными, а стирка в те времена была не дешевым удовольствием. Да и свадебные платья тогда, в отличие от современности, не являлись нарядом «одного дня», после бракосочетания невесты одевали их еще несколько раз и на другие торжественные события.

Мода на однотонные торжественные наряды появилась в конце XV века, благодаря так называемым «белым балам», которые пользовались во Франции большой популярностью.

В эпоху барокко свадебные платья начали богато украшать кружевами – эта традиция до сих пор присутствует в свадебной моде. Поскольку в то время восторг вызывала полнота, это не могло не повлиять и на свадебные платья: они становятся объемными, со множеством юбок и пышными рукавами.

В начале XVII века невесты выбирают более романтичные цвета для своих свадебных нарядов. Особой популярностью пользуются розовые и коралловые оттенки, а помимо кружев платья стали украшать еще и воротниками фрэза.

Поскольку в XVIII веке в моду вошли воротники Медичи, ни одно свадебное платье не обходилось без этого атрибута, что касается цветовой гаммы, то наибольшей популярностью стали пользоваться пастельные тона. Свадебные наряды по-прежнему богато украшаются кружевом, плюс вводится мода на золотую вышивку. Девушки-простолюдинки, руководствуясь, прежде всего, соображениями практичности, выбирают для свадебных нарядов коричневые, серые или бежевые цвета.

С эпохой рококо история свадебного платья вновь меняется: невест затягивают в невероятно узкие корсеты, а юбки таких нарядов достигают апогея своей пышности, благодаря специальной конструкции, называемой панье, которая обеспечивала широкие бока, почти параллельные полу. Помимо этого у свадебного наряда появляется флейф, причем чем выше социальный статус невесты, тем он длиннее. Что касается цвета наряда, наиболее актуальны серебряные и жемчужные оттенки.

Моду на совсем светлые, хотя еще не белые свадебные наряды принесла эпоха неоклассицизма. В это время происходят раскопки города Помпеи и европейские женщины были покарены античными скульптурами и фресками, на которых они увидели древних модниц в платьях свободного покроя. Корсеты и пышные юбки уходят в прошлое, теперь невесты, скорее, напоминают древних римлянок: высокая талия, маленькие рукавчики и драпировки из легких тканей.

Датой «рождения» традиционного белого свадебного платья принято считать 10 февраля 1940 года: именно тогда в Англии состоялась свадьба королевы Виктории с герцогом Альбертом. На церемонии бракосочетания невеста предстала в кипельно-белом платье с длиннющим шлейфом (чтобы нести его, были приглашены 12 дочерей английских лордов) . Официальная фотография королевских особ в свадебных нарядах была опубликована и пользовалась большой популярностью, а невесты, подражая королеве, стали выбирать белый цвет для своих подвенечных нарядов, что стало высшим проявлением моды, стиля и шика. Индустриальная революция, произошедшая в то время, оказалась как нельзя кстати – благодаря повсеместно открывавшимся универсальным магазинам каждая девушка получила возможность стать модной невестой в белом. Так началась история белого свадебного платья.

Время до начала I мировой войны часто называют «прекрасной эпохой» (Le Belle Epoquе) . В моде господствует стиль «модерн», невесты возвращаются к корсетам, которые создают четкий силуэт с несколько удлиненной талией, юбки же похожи на опущенный книзу цветок. Платье невесты можно сравнить с изогнутым стеблем лилии, излюбленным символом модернистов.

В военные и послевоенные 40-е годы XX века, естественно, было не до свадебных платьев, женились и вовсе без нарядов, зато в 50-е годы, когда нехватка тканей канула в лету, невест охватило кружевное безумие, хотя сами платья были воплощением самой скромности.

Представление, что невеста должна быть похожа на принцессу в белом платье, окончательно утвердилось в 1956 году, когда по телевизору транслировалась «свадьба века»: бракосочетание актрисы Грейс Келли с князем Монако Ренье III. Уникальный наряд невесты был пошит из белой шелковой тафты и старинного кружева из роз.

Индустрия свадебной моды с тех пор развивается бешеными темпами, а в разных странах ежегодно проходит так называемая «Неделя свадебной моды». Наиболее известная из них проводится в рамках Couture Fashion Weekв Нью-Йорке.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить